ПРИЛОЖЕНИЕ К ЖУРНАЛУ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» № 4,
МОСКВА, 2002 Г.
Н.А. Данилец, Т.Е.Колкова, А.Е.Хрупало
УСКОРЕННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Издательский центр АПО
Москва 2002
УДК 614.253.52:377.5.61
Н.А. Данилец, Т.Е.Колкова, А.Е.Хрупало
Ускоренная профессиональная подготовка – М.: Издательский центр АПО, 2002
Научный редактор: А.И.Глазунов, доктор пед.наук, профессор
ISBN 5-8379-0114-0
Профессиональная подготовка
Исторически в России сложились две самостоятельные педагогические системы, обеспечивающие промышленность и сельское хозяйство рабочими кадрами – начальное профессиональное образование и ускоренная профессиональная подготовка. И хотя Законом Российской Федерации «Об образовании» они четко разведены, в понятийном отношении их часто путают, особенно в разговорной речи.
Чтобы понять, что собой представляют каждая из них, необходимо определить их основные цели. Профессиональная подготовка (статья 21 Закона «Об образовании») имеет целью ускоренное приобретение обучающимися определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня. Сроки обучения при этом определены до 1-го года.
Начальное профессиональное образование (статья 22 Закона «Об образовании») имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования. Сроки обучения при этом определены от 1-го года до 4-х лет.
В одном из документов, разработанных к стандарту начального профессионального образования – «Квалификационный структуре профессионального образования Российской Федерации», профессиональная подготовка занимает первую ступень квалификации, а среди 5-и уровней профессионального образования – первый уровень – «ускоренная профессиональная подготовка».
Ко второму и третьему уровням относится начальное профессиональное образование.
И так, мы имеем две самостоятельные педагогических системы, основная и общая цель которых – обучение граждан профессиям рабочих.
В то же время в стране существует вертикаль: центр – регионы, определяющая государственную политику в области начального профессионального образования, а такая же некогда существовавшая вертикаль в области ускоренной профессиональной подготовки, рассыпалась в начале 90-х годов, хотя в стране и поныне насчитываются тысячи учебных учреждений работающих в этой системы.
К ним относятся: учебно-курсовые и учебно-производственные комбинаты, центры обучения служб занятости, учебные учреждения подведомственные Минюсту России, вспомогательные школы, в которых ведется профессиональная подготовка инвалидов, а также профессиональная подготовка рабочих, проходящая непосредственно на предприятиях.
Многие профессиональные училища, колледжи, лицеи и другие учебные учреждения набирают группы для профессиональной подготовки рабочих.
В сложившихся условиях отсутствия единой государственной политики в области профессиональной подготовки, громадное количество учебных учреждений ведут работу, «как Бог на душу положит». И, хотя, в своей основе эти учебные учреждения не требуют финансирования от Минобразования России, к ним не доходит даже информация о новшествах в обучении, которая имеется в «центре». А ведь еще до начала 90-х годов эта система давала промышленности и сельскому хозяйству от 63 до 65% квалифицированный рабочих, по отношению к выпуску рабочих из профессиональных училищ.
Если обратиться к статистическим данным последних 80-х годов система ускоренной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (только для производств, без колхозов) давала:
- подготовка новых рабочих – 2 260 798 чел.;
- переподготовка – 2 272 902 чел.;
- получение 2-й профессии – 2 212 709 чел.
Повышение квалификации:
- производственно-технические курсы – 3 809 520 чел.;
- курсы целевого назначения – 4 453 443 чел.;
- школы по изучению передовых приемов и методов труда – 2 919 542 чел.;
- курсы бригадиров – 412 418 чел.
ВСЕГО: 11 594 923 человека
Сложившаяся ситуация в системе ускоренной профессиональной подготовки требует, во-первых, коренного изменения отношения к ней со стороны Министерства образования Российской Федерации, во-вторых, исходя из характерных особенностей этой педагогической системы необходима разработка присущих только ей:
1. Нормативных документов
2. Учебно-программной документации
3. Методических материалов
4. Средства обучения
1. Из нормативных документов, которые уже разработаны и должны быть сегодня «на столах» у директоров учебных учреждений можно рекомендовать:
1.1. «Общероссийский классификатор профессий рабочих должностей служащих и тарифных разрядов» (в дальнейшем, Общероссийский классификатор), (М., 2000 г. ОК 016-94 изд.Минтруд России, Госстандарт России с дополнениями и изменениями).
1.2. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) (выпуска 1-69; Москва., 1999-2000 гг. изд. Министерство труда и социального развития Российской Федерации).
1.3. Перечень профессий профессиональной подготовки (в дальнейшем Перечень профессий) (М., 2001 г., Минобразования России).
1.4. Рекомендации к разработке учебных планов и программ для краткосрочной подготовки граждан по рабочим профессиям (М., 2000 г., Минобразования России)
1.5. Модель учебного плана для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям (М., 1994 г., приказ Минобразования России № 407 от 21.10.94 г.)
1.6. Перечень основных профессий рабочих промышленных производств (объектов) подконтрольных Госгортехнадзору России, программы обучения которых должны согласовываться с органами государственного надзора в области промышленной безопасности (М., 1998 г., изд. Федеральный горный и промышленный надзор России).
1.7. Библиотечка правил безопасности в различных отраслях промышленности (М., 1995-2000 гг, НПО ОБТ)
2. Учебно-программная документация для ускоренной профессиональной подготовки рабочих разрабатывается на основе вышеуказанных нормативных документов (1.2; 1.3; 1.4; 1.5; 1.6).
По особо сложным профессиям сборники учебных планов и программ, разрабатывает Институт развития профессионального образования (ИРПО), Министерства образования Российской Федерации.
Учебные планы и программы разрабатываются в ИРПО на федеральном уровне, т.к. включают в себя те общие вопросы, которые необходимы рабочему данной профессии, в какой бы отрасли промышленности он не работал.
На базе этих учебных планов и программ, учебные учреждения разрабатывают рабочие учебные планы и программы, которые учитывают конкретику того производства, где будет работать рабочий данной профессии. При этом обычно вносится корректировка в количество часов, отводимое на отдельные предметы учебным планом, а также определенные дополнения и изменения в содержание отдельных тем учебных предметов
[1].
Характерным для данной системы обучения так же являются сроки обучения и присваиваемый начальных разряд, что определено «Перечнем профессий профессиональной подготовки» (М., 2001г.). Обучение проходит в основном от 1-го до 6-ти месяцев. В отдельных случаях, в зависимости от сложности технологического оборудования или технологического процесса сроки обучения могут быть увеличены до 1-го года (основой для определения указанных сроков являются постановление Федеральной службы занятости Миннауки России, Минобразования России от 22 июня 1992 г. № 13/53/777/28).
На рынке труда сложилась тенденция – заказчик рабочих кадров не желает заключать договора на обучение, если оно будет длиться больше года.
В этом еще одно преимущество ускоренной профессиональной подготовки перед профессиональным образованием
Присваиваемый начальный разряд при профессиональной подготовке, как правило, ниже, чем присваиваемый начальный разряд при окончании учебного учреждения, относящегося к системе начального профессионального образования.
Анализ квалификационных характеристик 1-х и 2-х разрядов многих профессий, которые приведены в общероссийском классификаторе (1.1) показал, что рабочие получившие эти разряды не смогут трудоустроиться в сегодняшних условиях работы производств из-за очень простых требований к условиям труда (что должен знать и что должен уметь рабочий).
Практика показала, многие учебные учреждения, разрабатывая учебные программы совмещают две квалификационные характеристики и в этом случае присваивают квалификационный разряд на 1, а то и на 2 балла выше, в зависимости от изучаемого оборудования и технологических процессов.
Как дополнение этой системы является ее непрерывность – обучение происходит в течение всей трудовой деятельности рабочего.
Целью такого обучения является: последовательное углубление и расширение профессиональных знаний, совершенствование мастерства рабочих, в соответствии с развитием научно-технического прогресса данной отрасли, предприятия; углубление экономических реформ.
Профессиональная подготовка рабочих представлена следующими видами обучения, обеспечивающими его непрерывность
[2]:
- подготовкой новых рабочих;
- повышение квалификации рабочих;
- переподготовки (переобучение) рабочих;
- обучением рабочих вторым (смежным) профессиям.
Подготовка новых рабочих – это овладение обучающимися, которые не имели раньше, одной (или несколькими) рабочими профессиями).
Учебно-программная документация для подготовки новых рабочих разрабатывается на основе вышеприведенных нормативных документов (1.2; 1.3; 1.4; 1.5; 1.: - стр. 3 и подходов к ее разработке – стр. 3;4). В приложении 1 приведен учебный план для подготовки новых рабочих.
Теоретическое обучение осуществляется в группах численностью от 10 до 30 человек.
Производственное обучение проводится, как правило, в два этапа. На первом этапе, учебная группа численностью 10-15 человек, а по профессиям связанным с обслуживанием сложного оборудования, выполнением опасных работ – 8-10 человек проходит обучение на специально созданной для этого учебно-материальной базе учебного учреждения, под руководством мастера (инструктора) производственного обучения. На втором этапе, обучение будущих рабочих, проходит на рабочих местах предприятия.
Значительное место в подготовке новых рабочих (а также в переподготовке и повышении их квалификации) занимает экономический курс.
Во-первых, он может быть вариативным: «Основы рыночной экономики и предпринимательства», «Экономика отрасли», «Основы менеджмента» и др. и выбираться по усмотрению преподавателя.
Во-вторых, какой бы вариант не был выбран преподавателем, материал этого курса должен тесно увязываться с профессией будущего рабочего, с производством.
Наряду с курсовой, может осуществляться и индивидуальная подготовка рабочих. При этом обучаемый изучает теоретический курс самостоятельно, а так же путем консультаций у преподавателей (на консультации, на каждого обучаемого отводится 10% от общего количества времени теоретического обучения). Производственное обучение, в этом случае, проходит индивидуально, под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего-инструктора производственного обучения, на рабочем месте.
Формирование практических умений и навыков происходит на рабочем месте, в процессе изготовления продукции, или выполнения работ с соблюдением соответствующих требований безопасности труда и требований к качеству продукции.
Производственное обучение рабочих на сложной современной технике происходит, как правило, на учебных полигонах или на заводах-изготовителях новой техники и других, где оснащение мест, для обучения соответствует поставленным задачам перед обучаемыми.
Теоретическое и производственное обучение, при подготовке новых рабочих, проводится в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде для работников соответствующих возрастов, профессий и производств. При этом, для производственного обучения, как правило, установлен восьмичасовой рабочий день.
Подготовка новых рабочих по профессиям связанным с обслуживанием объектов подведомственных Госгортехнадзорру России осуществляется в учебных заведениях и производственных отделениях по курсовой форме. Индивидуальная подготовка новых рабочих по профессиям подведомственным Госгортехнадзору России не допускается (эти требования распространяются и на переподготовку рабочих).
Кроме того, существует «Перечень профессий, по которым не допускается подготовка рабочих в форме экстерната
[3].
Дополнительное образование (статья 26 Закона «Об образовании») предусматривает:
- повышение квалификации рабочих – последовательное целенаправленное совершенствование знаний, практических умений и навыков, рост мастерства по имеющейся профессии (проводится не реже одного раза в год);
- переподготовку рабочих (или получение ими второй профессии).
Успешное решение вопроса дополнительного образования во многом зависит от уровня знаний, профессиональной компетентности и опыта работы организаторов и исполнителей, руководящих работников и специалистов Министерств и ведомств, производств, учебно-курсовых комбинатов и других.
Данной работой сделана попытка возвратиться к общим положениям, касающимся этой проблемой основы работы в области организации и проведения обучения.
Повышение квалификации может осуществляться:
- на производственно-экономических курсах;
- в школах современного хозяйствования;
- на курсах целевого назначения;
- в школах передовых приемов и методов труда;
- на курсах бригадиров.
Производственно-экономические курсы. Их основная цель – углубление и расширение профессиональных и экономических знаний, умений и навыков рабочих.
На производственно-экономических курсах комплектуются группы от 10 до 30 человек, одной и той же профессии, близкой квалификации и примерно равного общеобразовательного уровня.
Группа может комплектоваться из рабочих родственной профессии.
На курсах набираются рабочие на основании их заявлений и рекомендаций руководителей цеха, участка. Если нет возможности комплектовать группы с указанной численностью, обучение может проводиться индивидуально, по специально разработанному учебному плану и программе.
Продолжительность обучения при повышении квалификации обычно до 6 месяцев без отрыва от работы и до 3-х месяцев с отрывом от работы. На теоретический курс отводиться обычно от 70 до 210 учебных часов. На экономическое обучение используется от 10 до 30 часов учебного времени. В зависимости от сроков обучения (от 1-го до 6-и месяцев).
Следует учитывать: при повышении квалификации на каждый последующий разряд необходимо в полном объеме раскрывать только те вопросы, которые являются новыми. Если же в квалификационной характеристике, на новый разряд, предлагаются вопросы, которые уже рассматривались, в этом случае необходимо вносить в них только определенные изменения, или дать короткую обзорную лекцию по всем ранее рассмотренным вопросам.
Если профессией предусматривается обслуживание сложной современной техники и технологии, сверх указанных сроков обучения, предусматривается стажировка продолжительностью до 3-х месяцев на рабочем месте предприятия.
В процессе стажировки рабочие должны выполнять работы, отвечающие по сложности требованиям тарифных разрядов.
Заканчивается обучение на производственно-экономических курсах сдачей квалификационных экзаменов. Если же предусмотрена стажировка по тем или иным сложным профессиям, квалификационные экзамены проводятся после стажировки. При успешной сдаче экзаменов рабочему присваивается более высокий тарифный разряд (класс, категория) чем тот, который имеется у него и выдается документ об окончании курсов.
Школы современного хозяйствования являются новой формой производственно-экономической учебы рабочих промышленности и сельского хозяйства. Школы организуются администрацией предприятия, а при наличии, и совместно с профсоюзным комитетом.
Основные функции школ – повышение уровня экономических и профессиональных знаний работников предприятий по вопросам хозяйственного расчета, прогрессивных форм организации труда, самофинансирования и самоуправления трудовых коллективов, повышения качества продукции, экономии ресурсов, изучение новой техники, прогрессивной технологии, передового опыта, правовых и других вопросов, позволяющих работнику ориентироваться в новых экономических условиях работы, находить «свое место» в изменяющихся условиях работы производства.
В «Школах» слушателей ориентируют на активное включение в поиски новых путей усовершенствования производственных процессов, инструментов и приспособлении, позволяющих улучшить качество выпускаемой продукции, облегчать труд работающего.
Примерная учебная документация для школ разрабатывается соответствующими министерствами и ведомствами.
На местах, используя типовые учебные планы и программы, разрабатываются рабочие программы, в содержание которых закладывается специфика производства.
В «Школах», наряду с изучением теоретический вопросов по экономике отрасли и производственными вопросами, проходят практические занятия, посещение предприятий, оборудованных новейшей техникой, новыми технологиями, выставок, используются и другие формы работы.
Комплектуются школы, как правило, по производственному принципу, на базе коллективов бригад, цехов или работников одной профессии.
Численность обучающихся в одной «Школе» рекомендуется устанавливать от 10 до 30 человек.
Занятия в «школах» проводятся с отрывом и без отрыва от работы.
Продолжительность обучения и режим проведения занятий устанавливается администрацией предприятия.
Треть учебного времени рекомендуется отводить на теоретическое обучение, из которого 50-60% можно использовать на экономические вопросы.
Заканчивается обучение в школах современного хозяйствования – собеседованием и выдачей документа об окончании школы.
Курсы целевого назначения. Главной целью курсов является изучение своего производства: новой техники, оборудования, материалов, технологических процессов, новых методов хозяйствования, прогрессивных форм организации труда, трудового законодательства, правил технической эксплуатации оборудования, техники безопасности и безопасности труда, вопросов, связанных с повышением качества продукции и других.
Курсы целевого назначения используются и для обучения вновь принятых на предприятие квалифицированных рабочих, для изучения ими особенностей технологических и трудовых процессов, обслуживаемого оборудования, вопросов организации оплаты труда и других.
Учебно-программная документация и методическая литература для курсов разрабатывается на производствах, где проводятся курсы.
В соответствии с тематикой комплектуются учебные группы численностью от 10 до 30 человек (но могут быть и исключения, что зависит от особенностей конкретного производства).
Продолжительность обучения на курсах целевого назначения устанавливается предприятиями, исходя из цели обучения, но в объеме не менее 20 часов с отрывом или без отрыва от работы.
Обучение заканчивается сдачей зачетов и выдачей документа об окончании курсов.
Школы передовых приемов и методов труда. Создаются в целях массового освоения рабочими приемов и методов труда передовиков и новаторов производства.
Обучаются в школах рабочие одной или смежных профессий. Группы комплектуются обычно в количестве от 5 до 30 человек рабочими одного цеха или рабочими одной отрасли, или рабочими ряда предприятий нескольких отраслей.
Обучение в школах включает в себя практические занятия на рабочем месте, проводимые передовиками и новаторами производства, руководителями школ. Теоретические занятия (консультации) проводятся обычно специалистами предприятия.
Продолжительность обучения устанавливается предприятиями в зависимости от целей занятий, но не менее 20 часов.
Учебная документация (учебные планы и программы, методические рекомендации и другие) разрабатываются работниками предприятия или органами управления.
Обучение в школах проводится с отрывом от работы, в сроки, устанавливаемые соответствующими руководящими органами.
Заканчивается обучение в школах итоговыми занятиями и выдачей документа об окончании школы.
Курсы бригадиров создаются в целях повышения уровня знаний бригадиров в области: внутрипроизводственного хозрасчета и подряда, прогрессивных форм организации и стимулирования труда, повышения эффективности производства и качества продукции, анализа работы бригады, законодательства о труде, управления коллективом в условиях демократии, основ психологии человеческого общения.
Подготовка резерва бригадиров производственных бригад происходит из числа передовых, наиболее квалифицированных рабочих, обладающих организаторскими способностями и пользующихся авторитетом у членов трудового коллектива. На курсы резерва бригадиров направляются рабочие по рекомендации руководителей соответствующих подразделений предприятий с учетом мнения совета бригадиров. Периодичность повышения квалификации бригадиров на курсах устанавливается соответствующим министерством, ведомством, предприятием, но не реже одного раза в пять лет. Учебные группы из бригадиров, обычно численностью от 10 до 30 человек, комплектуются из рабочих занятых в одинаковых по содержанию и типу производственных процессах. Учебные планы и программы, для курсов бригадиров, разрабатываются министерствами, ведомствами, предприятиями на основе примерных учебных планов и программ, утвержденных в установленном порядке.
Продолжительность обучения на этих курсах:
- при повышении квалификации бригадиров – не менее 36 часов;
- при подготовке резерва бригадиров – не менее 72 часов, в том числе на экономические курсы отводится не менее 30% всего учебного времени.
Обучение на курсах бригадиров проводится с отрывом или без отрыва от работы и включает в себя проведение теоретических и практических занятий, в содержании которых отражена конкретная работа, которую выполняют бригадиры в своей повседневной работе.
Обучение на курсах бригадиров заканчивается сдачей зачетов или защитой рефератов и выдачей документа об окончании курсов бригадиров.
Повышение квалификации рабочих на предприятиях может происходить и в других различных формах (группах качества, лекциях, выставках при самообразовании и других).
Такая работа проводится администрацией предприятия.
Переподготовка (переобучение) рабочих – организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми рабочими, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также рабочими, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства.
В сложившихся условиях перестройки промышленности и сельского хозяйства кроме рабочих, оказалось много специалистов со средним специальным и высшим образованием, желающих переобучиться на рабочую профессию. Такая ситуация потребовала новых организационных форм и методов работы с безработным контингентом. Прежде всего, были определены оптимальные группы, которые должны комплектоваться при переобучении
[4].
Таких групп может быть три:
1. Рабочие, которые имеют профессию родственную той, на которую будут переобучаться (например, слесарь-инструментальщик на слесаря-сборщика).
2. Рабочие, которые имеют профессию не родственную той, на которую будут переобучаться (плотник на токаря).
3. Лица, имеющие среднее специальное и высшее образование, переобучающиеся на рабочую профессию.
Формы переподготовки (переобучения) аналогичны применяемым при подготовке новых рабочих. Переподготовка может осуществляться для работников предприятия с отрывом и без отрыва от работы.
Разработку примерных учебных планов, а так же определение сроков переобучения осуществил Институт развития профессионального образования.
При переподготовке рабочих, на ту или иную профессию, следует использовать соответствующий учебный план (один из приведенных в приложениях 2, 3, 4) и учебную программу для подготовки новых рабочих по соответствующей профессии.
Так как учебный план для переподготовки предусматривает определенное сокращение времени на обучение, дается право самому преподавателю сократить материал за счет теоретических вопросов.
Переподготовка (переобучение) заканчивается сдачей квалификационного экзамена и выдачей документа о получении новой профессии.
Обучение вторым (смежным) профессиям, осуществляется для тех рабочих, которые уже имеют профессию, с целью получения новой профессии с начальным, либо более высоким уровнем квалификации.
Получение второй профессии расширяет профессиональное поле деятельности рабочего, подготавливает к работе в условиях прогрессивных форм организации и оплаты труда. Позволяет работать по совмещаемым профессиям или подменять в бригаде товарища, при сложившейся ситуации и, в конечном итоге, получение второй профессии делает рабочего более социально защищенным в новых экономических условиях работы производств.
Перечень вторых (смежных) профессий, по которым проводится обучение рабочих, определяется предприятием, исходя из конкретных условий производства.
Формы обучения рабочих вторым (смежным) профессиям, разработка учебно-программной документации и завершение обучения, аналогичны применяемым при переподготовке (переобучении) рабочих.
Преподавательские кадры
В учебных учреждения и непосредственно на производстве профессиональное и экономическое обучение рабочих осуществляется преподавателями и мастерами (инструкторами) производственного обучения.
Порядок комплектования персонала учебного учреждения, ведущего ускоренную профессиональную подготовку рабочих, определяется его Уставом.
Преподаватели – это обычно руководители, инженерно-технические работники, экономисты и другие специалисты, имеющие высшее и среднее специальное образование по профилю учебы.
Мастера (инструктора) производственного обучения – это квалифицированные рабочие и специалисты, стаж работы которых по профессии не менее 3-х лет, имеющие высокие производственные показатели, общее среднее или среднее специальное образование.
Требования, предъявляемые к преподавателям и мастерам производственного обучения, определяются их квалификационными характеристиками, утвержденными в установленном порядке.
К педагогической деятельности не допускаются лица, которым запрещена эта деятельность приговором суда или по медицинским показателям, а также лица, имеющие судимость за определенные преступления.
Важной особенностью педагогических работников является:
- глубокое знание профессии, на которую подготавливаются рабочие, и ее значения для развития экономики;
- знание психологических основ обучения взрослых с применением их на практике;
- систематическое повышение общего и профессионального уровня;
- их творческая инициатива в выборе подходов и методов, используемых в обучении и воспитании обучаемых.
В сложившихся условиях развития рыночной экономики ускорились процессы замены техники и оборудования, появляются новые технологические процессы; в области педагогики и психологии обучения происходят также значительные изменения. Все это требует повышения квалификации обучающихся – ежегодной организации для них циклов лекций или консультаций, семинаров с целью изучения актуальных вопросов экономики, научно-технического прогресса, передового опыта, основ дидактики, педагогики и психологии обучения взрослых.
Состав преподавателей и инструкторов ежегодно рассматривается руководством учебного учреждения. Если обучение происходит непосредственно на производстве состав преподавателей и мастеров рассматривается руководством предприятия совместно с профсоюзным комитетом (если такой имеется).
Учебно-материальная база
Учебные учреждения, в которых проводится ускоренная профессиональная подготовка рабочих, действуют на основании типовых положений, утверждаемых в установленном порядке.
Учебная база этих учебных учреждений включает в себя учебные помещения (лаборатории, классы, кабинеты), учебные полигоны, цехи мастерские, участки, отдельные рабочие места.
Качество профессиональной подготовки рабочих в значительной степени зависит от оснащения учебно-производственной базы оборудованием, приспособлениями, инструментами, техническими средствами обучения и др.
Все это составляет неотъемлемую часть учебного процесса, т.к. служит важным источником информации, вызывает интерес к познанию нового, облегчает усваивать сложный материал.
Особо важное значение, при этом, приобретают средства обучения, если они непосредственно связаны с профессией. Их, как правило, изготавливают в учебном учреждении или на конкретном предприятии. Если в сегодняшних условиях значительная стоимость таких средств обучения как тренажеры, сложные макеты и др. затрудняет их приобретение, то изготовление собственными силами стендов, на которых демонстрируются материалы и готовые изделия из этих материалов, литература о передовом опыте, плакатов, диаграмм, несложных макетов и другого оборудования, вполне по силам и учебному учреждению и особенно производству, на котором ведется подготовка рабочих.
Систематическое пополнение самоизготовленными средствами обучения способствует укреплению учебной базы и помогает проводить занятия на качественно более высоком уровне.
Нормативы на оснащении учебных кабинетов разрабатываются Институтом развития профессионального образования, соответствующими министерствами и ведомствами.
Методы профессиональной подготовки
Ускоренная профессиональная подготовка рабочих не предполагает каких-то особенных методов обучения, которые отличались бы от методов, используемых при профессиональном образовании.
Но, исходя из того, что профессиональную подготовку проходят, в основном, взрослые люди, а в сегодняшних условиях перестройки производств, даже лица, имеющие неоконченное среднее и высшее образование, в этом заключены некоторые особенности методики обучения.
При использовании даже традиционных методов необходимо учитывать:
- жизненный опыт обучающихся;
- накопленный багаж знаний;
- психологию взрослых.
Все эти особенности, естественно, не выпячиваются при обучении, но всегда учитываются в педагогическом процессе.
Как показала практика, при ускоренной профессиональной подготовке рабочих, обучение «во многом, построено по предметному принципу – каждый предмет изучается как бы для того, чтобы знать, что заложено в его содержании – предмет для предмета и вне зависимости от других предметов». А что касается учащихся, так они как бы, само собой разумеется, должны самостоятельно разобраться, какие знания и для решения каких задач могут использоваться.
В то же время учебные планы для подготовки рабочих на любую профессию всегда структурированы набором таких предметов, которые взаимосвязаны своим содержанием.
Например, цикл общетехнических предметов (материаловедение, электротехника, черчение и др.) увязаны с материалом спецтехнологии (специальных предметов), все это вместе взятое является теоретической основной для производственного обучения (практики).
Поэтому учебные планы уже нацеливают создателей учебных программ на разработку содержания обучения на основе взаимосвязи предметов, а работу преподавателей и мастеров производственного обучения – на использование в работе методов внутри и межпредметных связей.
В этом случае возникает необходимость интеграции общетехнических предметов, что связано, прежде всего, с отбором общих вопросов, дающих возможность сформировать знания об этих предметах: их особенностях, значении, необходимости для конкретной профессии, а так же для решения многих других вопросов. Из отобранных общих вопросов, создается интегрированный курс общетехнических предметов, на который выделяется часть времени, взятого из общего количества часов, отведенного на эти предметы, Вопросы же конкретно связанные с вопросами спецтехнологии (специальных дисциплин), вводятся в этот курс, органически сливаясь с соответствующими темами.
Вторая часть времени (из общетехнических предметов) переносится в спецтехнологию. В рассмотренном аспекте произошла связь двух теоретических циклов – общетехнических предметов и специальных предметов.
В дальнейшем основы теоретических знаний тесно увязываются с практикой, что формирует понимание значения полученных из теории знаний для практики и убеждает рабочего в том, что от этих знаний зависит: качество его работы, быстрота выполнения задания, возможность вносить рациональные предложения, безопасность его труда.
И что еще особенно важно – рабочий гораздо быстрее продвигается в усовершенствовании знаний, а это один из аспектов непрерывного обучения.
Итак, в профессиональной подготовке важную роль играют методы внутри и межпредметных связей. Значительное место в рассматриваемой нами проблеме занимают и такие методы как лекция, лекция-беседа, круглый стол, дискуссия, взаимопроверки и другие.
Лекция в литературных источниках часто встречается понятие – традиционная лекция – один из методов активного обучения часто используется при подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих.
В связи с тем, что в традиционной лекции основное время в донесении к обучающимся программного материала принадлежит лектору, а сами обучающиеся взрослые люди, имеющие значительный жизненный опыт и знания, качество лекции будет зависеть от ряда факторов:
- компетентности лектора в конкретной области рассматриваемой темы;
- его широкого кругозора (когда рассматривается проблема увязывается с практиков производства, раскрывается ее значение для понимания других вопросов и проблем, для жизни человека);
- ораторского мастерства лектора;
- учета подготовленности аудитории;
- доступности изложения, даже самых сложных вопросов;
- темпа изложения, с учетом аудитории.
Качество лекции также зависит и от:
- умения лектора активизировать слушателей, вовлекая их в обмен мнениями, в обобщения и выводы после определенных законченных частей материала лекции, а затем и после ее окончания;
- использования различных демонстрационно-наглядных и технических средств обучения.
И хотя лекция относится к активным методам обучении, увлечение ею не должно быть систематическим, т.к. в группе обучающихся обычно находятся разные люди по умственным способностям:
- одни из них могут хорошо воспринимать излагаемый материал, не теряя взаимосвязей между отдельными его частями;
- других утомляет поток информации и обычно они на второй части лекции становятся рассеянными и плохо запоминают материал;
- третьи – это типичные «практики» для них характерно хорошее усвоение материала только тогда, когда теория довольно часто подтверждается практикой, а чисто лекционны2 материал усваивается ими плохо.
Лекция-беседа считается более эффективным, чем традиционная лекция, активным методом, но подготовка и организация ее проведения требуют значительных затрат времени и сил.
Основной целью лекции-беседы является ориентация всего занятия на глубокое и прочное усвоение учетного материала при совместной работе преподавателя и обучающихся.
Качество лекции-беседы, как показал опыт работы, зависит от ряда факторов:
- подготовленности преподавателя к ведению лекции-беседы;
- хорошего знания аудитории;
- применения испытанных преподавателем способов руководства педагогическим процессом;
- вопросов подобранных преподавателем для беседы;
- от того, как формулируются вопросы;
- от быстрой ориентации преподаватели при затруднениях обучающихся с ответами;
- от похвалы хороших ответов и корректных замечаний к ошибочным ответам и их исправлению.
Лекции и лекции-беседы, по отношению к другим методам обучения, дают возможность преподавателю охватывать значительное количество нового учебного материала, хотя в этом есть и обратная сторона – подготовленность аудитории к восприятию значительного количества материала, о чем всегда должен помнить преподаватель.
Следует заметить, что при лекции беседа лучше, чем при традиционной лекции прослеживается преподавателем обратная связь – видение результатов его работы, что позволяет, при необходимости, принимать быстрые меры и исправлению «недоработок».
И все же, эта обратная связь, в процессе лекции и особенно лекции –беседы не дает достаточно убедительных фактов к выводам о качестве усвоенного материала.
Для того чтобы выявить глубину рассмотренных тем, улучшить усвоение материала и закрепить его, преподаватели часть используют и такие формы работы как «круглый стол», «дискуссия», «взаимопроверки».
«Круглый стол» наиболее эффективного проводить после завершения определенного раздела программного материала, завершенного курса или даже изученного предмета, особенно если на его освоение отводилось учебным планом немного учебных часов (в основном это относится к предметам общетехнического цикла).
Так как само понятие «круглый стол» предусматривает коллективное обсуждение вопросов уже рассмотренного материала, очень важным является подготовка преподавателя к этому обсуждению, преподавателю можно рекомендовать:
- четко обозначить границы материала, предназначенного для рассмотрения;
- заранее определить главные вопросы решение которых позволяет раскрыть суть решаемой проблемы;
- определить пути и методы, которые будут использованы в работе;
- заранее подготовить к обсуждению нескольких человек из обучающихся, которые будут лидерами в пути решаемых вопросов. На них возлагается также и задача включить коллектив в работу активного «мозгового штурма».
Подготовка выступающих довольно хлопотное и сложное дело.
Для этого нужно хорошо знать коллектив, чтобы заранее определить среди них лидирующих личностей, возможно даже и не только по учебе, с ними необходимо обсудить подготовленные вопросы. Предложить им литературные источники, из которых можно взять дополнительный материал. Это повысит и качество выступления, и оживит его, тем более если это материла касается практического применения теоретических знаний.
Начало обсуждения принадлежит преподавателю, который определяет перед коллективом цель и задачи круглого стола. Знакомит с направлениями и методами его проведения. После этого ставит первый вопрос, который следует обсуждать, ему и дается первое слово.
Далее, роль преподавателя в регулировании работой круглого стола заключается в следующем:
- направлять в русло обсуждения и самого выступающего, если она начинает отвлекаться и тех, кто будет принимать участие в обсуждении;
- ненавязчиво и очень аккуратно направлять работу коллектива, самому как бы оставаться в стороне;
- если разгораются споры, различные толкования, неверные определения и т.д., преподаватель должен приучать дискутирующих к вежливости в споре, убедительности в доказательствах, умению слушать и анализировать выступления, уважать мнения выступающих, если они даже ошибочны, подчеркивая, что все допущенные ошибки будут исправляться тут же, самими присутствующими.
Завершается круглый стол обобщением работы, которое делает преподаватель.
Обобщение заключается в:
- выяснения у слушателей эффективности этого вида занятий;
- определения усвоения материала по замечаниям присутствующих;
- оценке выступлений всех подготовленных и группы в целом (не стесняться похвалить отличившихся и указать в общем на слабые стороны в спорах в работе не критикуя никого конкретно из выступающих).
Дискуссия – один из активных методов обучения и хотя она частично присутствует и при других методах обучения, все же для нее, как самостоятельного метода, есть много характерного, что и позволило выделить ее в отдельный метод.
Основной целью преподавателя при использовании в обучении этого метода, является вовлечение как можно большего количества обучающихся в обсуждении программного материала, который выносится на дискуссию.
С этих позиций организация и подготовка дискуссии требует, прежде всего:
- тщательной подготовки аудитории;
- совместного определения темы (или тем), которые будут обсуждаться;
- определения подтем и отдельных «самостоятельных» вопросов;
- распределение между обучающимися отдельных вопросов (причем лучше всего на добровольных началах с обещанием совместной проработки материала и подготовки выступающего);
- остальные, не получившие вопросы, готовятся сами. Им преподаватель рекомендует литературу и дает направления, которые могут быть в дискуссии.
Качество дискуссии зависит от ряда факторов, которые должен учитывать преподаватель:
- хорошего знания и «владения» аудиторией;
-как можно меньше брать на себя «большие куски» дискуссии и, как можно больше давать самостоятельности обучающимся;
-своевременного вмешательства, если дискуссия уходит в сторону от главной темы и направления в обсуждении;
- не забывать, сразу же отмечать хорошие выступления;
- тактично направлять неверные суждения.
Всегда следует помнить, что в аудитории взрослые люди, со своими суждениями и умозаключениями.
Если их ранить психологически, можно потерять учащегося и вызвать отрицательное отношение остальных к преподавателю.
Проведенная дискуссия позволяет расширить и углубить знания учащихся, развивает мыслительную деятельность, умение решать сложные вопросы и выходить из сложных ситуаций, формирует убеждения в собственном достоинстве и, в конечном итоге, стимулирует учебу.
Самостоятельная работа – один из активных методов обучения, в основе которого заложено формирование умений и навыков ранее изученного теоретического материала, его более глубокое осознание и закрепление.
Методика проведения самостоятельных работ у разных авторов описана по разному. Каждый из них, на примере собственного опыта, находит все новые и новые пути повышения эффективности этой работы.
Довольно эффективным, при проведении самостоятельной работы, является использование разработанной преподавателем инструкции.
Инструкция включает:
- тему занятия;
- структурирование занятия (этапы работы, определение связи каждого этапа, связь с ранее пройденным материалом и материалом других предметов);
- литературу, которая находится в кабинете и может быть использована при выполнении задания (но не конкретная, учебная, из которой можно списать);
- предложение о необходимости выводов после каждого этапа (указать, что собой представляет вывод);
- краткое заключение о рассмотренном материале (указать, что должно быть в заключении);
акцентировать внимание на том, что самостоятельную работу нужно оформить письменно и сдать.
В начале самостоятельной работы необходимо преподавателю:
- определить тему занятий и познакомить с инструкцией;
- провести краткую беседу, нацеливая обучающихся на связь темы самостоятельной работы с базовыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения задания;
- четко контролировать ход работы и при необходимости помогать обучающимся;
- тех, кто выполнил работу раньше других, предупредить о том, чтобы они хорошо просмотрели свои записи и занять дополнительным заданием, чтобы при подведении итогов присутствовали все обучающиеся;
собрать записи о выполненной работе и определить время. Когда будут обсуждены конечные результаты;
- подвести, по возможности, итоги данного занятия.
Взаимопроверка – один из активных и в тоже время, в определенной степени игровых методов хотя и редко, но используется при обучении взрослых для закрепления и углубления пройденного материала. Время для ее проведения определяется преподавателем заранее, о чем ставятся в известность и обучающиеся.
Участвовать во взаимопроверке могут все учащиеся, но как показала практика, участие всех обучающихся нереально, поэтому преподаватель, обсуждая с ними вопрос о подготовке и занятию, выбирает несколько наиболее надежных учащихся и обсуждает с ними методику работы.
Им предлагается:
- подготовить по 1-2 вопроса и знать ответы на них;
- вопросы должны быть короткими и ставиться четко;
- задавать вопросы только с разрешения преподавателя. Методика очередности задающих вопросы обсуждается сообща – возможно это будет по алфавиту, в журнале, возможно по рядам сидящих и другое;.
Перед началом занятия преподаватель выясняет готовность учащихся к занятию, предупреждает аудиторию о том, что желающие ответить должны поднять руку и, что ответ будет оценивать учащийся, который задал вопрос, согласовывая свое решение с преподавателем.
Преподаватель руководит процессом и вмешивается только тогда, когда начинается спор или «поток рассуждений» уходит в сторону, или при сложившейся ситуации, когда дискутирующие зашли в тупик.
Взаимопроверка – это еще и один из активно-психологических методов, когда «раскрепощается» аудитория во время работы.
Готовя вопросы и готовя на них ответы, учащиеся глубже вникают в учебный материал, углубляя и расширяя свои знания.
Наряду с этим они готовятся и к возможным ответам на вопросы их товарищей. В этом один из положительных аспектов в применении метода взаимопроверки для повторения и закрепления определенного раздела учебного материала.
При этом обучающиеся:
- ближе узнают друг друга;
- учатся больше доверять своим способностям и возможностям;
- видят пробелы в изученном материале;
- приучаются в споре находить истину;
- уважать мнение других и отстаивать свои суждения.
При обучении взрослых следует остановиться и на таком значимом методе, как метод решения проблемных ситуаций, лежащих в основе проблемного подхода в обучении.
Важность его, в данном случае, заключается еще и в том, что он применяется к обучающимся имеющим жизненный опыт и определенный багаж знаний, что с успехом использует преподаватель и мастер производственного обучения.
Использование метода решения проблемных ситуаций способствует:
- развитию личности, т.к. прежде всего развивает мыслительную деятельность;
- стимулированию обучения, т.к. усиливает веру в свои силы при нахождении путей в самостоятельном решении задач;
- самопроверке полученных знаний на практике при решении производственных задач;
- прогнозированию возможных результатов в работе.
Кроме того, решение проблемных ситуаций усиливает эффект познания нового, дает возможность находить кратчайшие пути в решении теоретических и практических задач, развивает интерес к учебе.
Мы рассмотрели наиболее значимые методы при профессиональной подготовке взрослы. В практике же обучения обычно используются и группы других методов:
1. Словесные методы обучения:
- рассказ, объяснение;
- беседа;
- работа с технической и справочной литературой;
- письменное инструктирование.
2. Наглядно-демонстрационные методы обучения:
-показ мастерам трудового процесса;
-демонстрация наглядных пособий;
-использование технических средств обучения
3. Практические методы обучения:
- упражнения обучающихся;
-выполнение учебно-производственных работ и решение других производственно-технических задач обучающимися;
-лабораторно-практические работы;
-деловые учебно-производственные игры.
Детальное рассмотрение особенностей каждого метода обучения описано в учебном пособии «Справочник мастера производственного обучения» изд.Минобразования России, Институт развития профессионального образования, под редакцией Ю.А.Якубы, Москва, 2000. 2-е издание, исправленное и дополненное.
При использовании различных методов работы со взрослыми преподаватели и мастера производственного обучения должны владеть прежде всего элементарными основами психологии:
- не поучать обучаемых;
- не выпячивать свое «я» раз вы преподаватель, а разговаривать на равных;
-беседуя, как бы совместно решать задачи;
-не «тыкать» (хотя они в основном и младше вас);
- стараться вести коллективный поиск верного решения поставленной проблемы;
- не критиковать обучающихся, а аргументировано доказать неправильность их высказываний.
Во всех случаях соблюдать справедливость и нормы общения.
Использование преподавателями и мастерами производственного обучения набора этих элементарных правил, никогда не унижало их в глазах обучающихся, а вызывало уважение и желание работать с ними.
О качестве профессиональной подготовки рабочих
Бытующее неправильное понимание самой сути профессиональной подготовки, как педагогической системы, в которой ведется некачественное обучение рабочих из-за коротких сроков обучения, опровергается на основании проведенного анализа ряда особенностей ускоренной профессиональной подготовки и начального профессионального образования.
Первая особенность – количество используемого времени на освоение таких основополагающих курсов, как спецтехнология (специальные предметы) и практическое обучение.
Сравнительный анализ показал, что по одним и тем же профессиям, при одном и том же разряде:
- в одних случаях, в профессиональных училищах количество учебного времени на 15-20 чалов больше, чем при ускоренной подготовке;
- в других – оно одно и тоже (разница в 2-х, 3-х часах);
- в третьих - она даже меньше
Определение качества профессиональной подготовки рабочих действительно зависит, в определенной степени и от количества времени на изучение того или иного предмета, но главным все же в этом является профессионализм преподавателя и мастера, формы и методы, применяемые при обучении, обеспеченность процесса обучения средствами обучения.
Вывод первый – увязывать качество подготовки рабочих с количеством времени, в этих 2-х системах профобучения неверно.
Вторая особенность касается начальных разрядов. Как правило, начальные разряды, которые присваиваются при окончании учебных учреждений ведущих ускоренную подготовку рабочих на 1, а то и на 2 балла ниже, чем при окончании профессиональных училищ, по одной и той же профессии.
Как показывает практика, рабочий, получивший профессиональную подготовку, достигает того же разряда, что и окончивший профессиональное училище только через год работы, а то и более, когда происходит первое повышение его квалификации.
Период же самостоятельной работы до повышения квалификации это «сумма» слагаемых:
- практики – дающей опыт и уверенность в работе, умение ориентироваться в изменяющихся в условиях;
- психологии – определяющей «вживание в жизнь» цеха, коллектива, формирующей уверенность рабочего в его труде, стремление к повышению своего мастерства и другое;
- экономики – определяющей качественные и количественные показатели труда рабочего.
Рабочий, обладающий тремя слагаемыми и повысивший свою квалификацию, достигает того же разряда, который получил выпускник профессионального училища, который только что занял рабочее место.
В дальнейшем, один из них продолжает усовершенствовать свой опыт работы, он уже читает сложные чертежи, на основании которых выполняет сложные задания, ему поручается работа, требующая самостоятельного поиска ее решения и другое.
Другой, только что пришедший на завод, продолжает фактически учиться, постигая все те «премудрости», которыми уже владеет первый. В дальнейшем происходит «гонка за лидером», которым является рабочий все более усовершенствующий свой опыт работы.
Вывод второй - качество выполняемой работы будет выше у рабочего, который имеет стаж работы больше чем у того, который только приступил к ней, хотя их разряды будут одни и те же.
Третья особенность – стандарт начального профессионального образования.
Частые ссылки на стандарт начального профессионального образования, который разработан для обучения в профессиональных училищах и что ставят часто во главу объяснения качества подготовки рабочих беспочвенны. Ибо стандарт профессионального образования это в основном тот уровень знаний и умений, которыми должен владеть рабочий данной квалификации. Этот уровень фактически определен Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих.
Когда рабочий повысил свой квалификационный разряд до того квалификационного разряда, который присвоен выпускнику профессионального училища, он фактически овладел не только теми практическими умениями и навыками, которые формировались у учащегося при использовании в обучении стандарта начального профессионального образования, но и более сложными, т.к. он уже выполнял различные задания различной сложности.
Поэтому, если сравнивать двух рабочих по выполнению ими работы преимущество, при этом будет все же на стороне рабочего, у которого уже имеется значительный опыт работы.
Третий вывод о более высоком качестве подготовки рабочих в профессиональных училищах, при одной и той же квалификации, на конкретную профессию, оказывается все же не в пользу выпускников профессиональных училищ.
В заключение следует так же отметить и немаловажную роль в становлении рабочего как профессионала – его рабочую психологию.
Водном случае, мы имеем дело со взрослым человеком зачастую уже имеющим семью, который видит перспективу в работе зависящую от его профессионализма, а профессионализм, это экономическое благополучие его и его семьи.
Во втором случае – это молодой человек, не чем не отягощенный, зачастую даже знаниями и умениями (хотя и у того и у другого один и тот же разряд). Как ни прискорбно, но после училища он еще учится, и ему не доверяют работу даже средней сложности.
Коллективу приходится не только учить его профессионализму, но и воспитывать в нем ответственность за порученное дело, отношение к коллективу, самостоятельность в принятии решений и другое.
Проведение квалификационных экзаменов
Общие положения
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих в учебных учреждениях заканчивается сдачей квалификационных экзаменов, которые проводятся с целью: определения соответствия полученных знаний, умений и навыков требованиям квалификационной характеристики и учебной программы, установления на этой основе квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям; подготовленности экзаменуемых к избранной профессии и трудовой деятельности.
К квалификационным экзаменам допускаются лица, успешно закончившие полный курс теоретического и практического (производственного) обучения в различных его формах.
Квалификационных экзамены проводятся в конце срок обучения, но не позднее 10 дней после окончания обучения. Если по полученной профессии предусмотрена стажировка, квалификационные экзамены принимаются после ее проведения.
Создание аттестационных комиссий и содержание их работы
Для проведения квалификационных экзаменов создаются аттестационные комиссии.
Порядок их создания и состав определяется учебным учреждением и оформляется приказом.
Председателем аттестационной комиссии назначается директор учебного учреждения, а при его отсутствии, его заместитель по учебно-производственной работе.
В состав аттестационной комиссии включаются: старший мастер, преподаватель спецтехнологии (спецпредметов), мастер (инструктор) производственного обучения.
При индивидуальной форме обучения, непосредственно на предприятии, главным инженером и начальником управления (отдела) кадров, определяется, какая аттестационная комиссия аттестует выпускников соответствующего обучения.
При индивидуальной форме обучения, непосредственно на предприятии, главным инженером и начальником управления (отдела) кадров или его заместитель. Заместителем председателя квалификационной комиссии назначается начальник цеха, в котором проходили обучение выпускники; членами комиссии – мастер участка, инженер по охране труда и технике безопасности.
Председателем цеховой аттестационной комиссии назначается начальник цеха или его заместитель, заместителем председателя – мастер участка; членами комиссии – инженер по охране труда и технике безопасности, инженер по подготовке кадров.
При присвоении квалификации по профессиям, обучение которым происходит по учебным программам, требующим согласования в Госгортехнадзоре или Госавтоинспекции, в состав аттестационной комиссии включаются представители указанных органов.
Лицам, получившим профессиональную подготовку в учебных учреждениях при различной форме обучения присваивается, как правило, начальные разряды, классы, категории
[5] по профессиям, которые указаны в «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» (ОК 016-94, Москва, 2001).
При повышении квалификации общезаводскими аттестационными комиссиями присваиваются более высокие разряды, классы, категории по профессиям.
Квалификационные экзамены, при повышении квалификации, проводятся в пределах требования квалификационных характеристик и учебных программ; а также в выполнении квалификационных (пробных) работ, соответствующих присваиваемому разряду, классу, категории.
Если экзаменуемые владеют несколькими профессиями, квалификационные разряды, классы, категории повышаются им только по тем профессиям, по которым они проходили обучение.
На основе предлагаемой инструкции, на местах, с учетом специфики производства, разрабатываются и утверждаются соответствующие отраслевые, а непосредственно на производстве – производственные инструкции.
Если обучение проводится на объектах подведомственных Госгортехнадзору России или другим поднадзорным организациям, в состав аттестационной комиссии включаются представители соответствующей организации
[6].
Лицам, окончившим курс обучения, успешно сдавшим теорию и выполнившим практические задание – квалификационную (пробную) работу, присваивается очередной, более высокий, разряд, класс, категория.
Обязанности членов аттестационной комиссии
В обязанности членов аттестационной комиссии, в подготовительный период входит:
- проверка подготовленности всех необходимых для экзамена материалов, документов, кабинета, где будет проводится экзамен;
- анализ и утверждение перечня квалификационных (пробных) работ;
- проведение бесед с экзаменующимися о порядке сдачи экзаменов, требованиях предъявляемых к экзаменующим во время экзаменов, правилах проведения экзамена, правах и обязанностях экзаменующихся.
На этапе проведения экзамена, экзаменационная комиссия:
- проверяет и оценивает теоретические знания в объеме требований квалификационной характеристики и учебной программы;
- рассматривает результаты выполнения квалификационных (пробных) работ, высказывает свое мнение о качестве сформированных умений и навыков у экзаменующего, оценивает выполненную работу;
- определяет знания охраны труда при выполнении работ рабочим данной профессии;
- заслушивает мастера цеха, участка о выполнении экзаменуемым норм выработки за последние две недели, овладении им умениями и навыками в работе.
Аттестационная комиссия:
- знакомится с дневниками производственного обучения с характером производственных работ и оценкой их качества;
- определяет правильность присвоения соответствующих квалификационных разрядов, классов, категорий.
Экзамен считается сданным при условии выполнения квалификационной (пробной) работы в полном соответствии с техническими условиями и при наличии у экзаменуемого теоретических знаний, предусмотренных квалификационной характеристикой для данного уровня квалификации и профессии.
Экзамен считается несданным:
- если при изложении теоретических вопросов, а также во время выполнения квалификационной (пробной) работы экзаменационной комиссией установлено отсутствие у экзаменуемого теоретических знаний, практический умений и навыков, предусмотренных квалификационной характеристикой;
- когда при выполнении квалификационной (пробной) работы экзаменуемый не выполняет норм выработки, установленных для этой квалификационной (пробной) работы;
- если по вине экзаменуемого допущен брак при выполнении квалификационной (пробной) работы;
- если экзаменуемый не знает или нарушил требования безопасности труда.
Лицам, не закончившим полного курса обучения в установленный срок или получившим неудовлетворительные итоговые оценки, может быть установлен дополнительный срок для производственного обучения, организованы индивидуальные консультации по теоретическому обучению.
По истечении этого срока решается вопрос о повторном допуске их к сдаче квалификационного экзамена.
Результаты квалификационных экзаменов и решении комиссии о присвоении (повышении) экзаменуемым квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии заносятся в протокол, который подписывается председателем и всеми членами аттестационной комиссии.
По итогам всей проведенной работы членами аттестационной комиссии составляются письменные заключения с целью использования их в для дальнейшего улучшения качества профессиональной подготовки рабочих.
На основании заключения экзаменационной комиссии рабочему выдается свидетельство единой формы.
Лицам, прошедшим обучение по профессиям для работ на объектах поднадзорных специальным организациям и ведомствам, кроме свидетельства, выдаются специальные удостоверения установленного образца.
Свидетельство об окончании подготовки, переподготовки или повышения квалификации водителей автотранспортных средств не являются документами на право управления этими средствами. Они предъявляются в Госавтоинспекцию для допуска к сдаче экзаменов с целью получения водительских удостоверений на право управления соответствующими категориями транспортных средств.
Свидетельство о присвоении квалификации тракториста, тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства и других самоходных сельскохозяйственных машин не дает права управлять этими машинами. Свидетельство предъявляется в районную Госавтоинспекцию для допуска к проверке знаний, правил технической эксплуатации, дорожного движения и практических навыков вождения. После чего выдается удостоверение, которое и дает право на эксплуатацию соответствующей сельскохозяйственной техники.
Присвоены комиссией разряд, класс, категория по профессии, в установленном порядке, заносится в трудовую книжку рабочего.
В протоколе аттестационной комиссии, свидетельстве, трудовой книжке и других документах, наименование профессии записывается в строгом соответствии с наименованием, указанным в новом Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (выпуск которых начат в 1999 году) или в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94, М., 2001).
Протоколы квалификационных экзаменов подлежат хранению в течение 25 лет.
Приложение 1
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ НОВЫХ РАБОЧИХ
№
п/п
|
Курсы,
Предметы
|
Сроки обучения (месяцев)
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
часов в неделю
|
|
1.
|
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОФЕССИИИ
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1.
|
Экономический курс
|
10
|
10
|
20
|
20
|
20
|
30
|
|
1.1.1.
|
Основы рыночной экономики и предпринимательства
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1.2.
|
Другие предметы
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2.
|
Общетехнический (общеотраслевой) курс
|
18
|
24
|
27
|
35
|
45
|
55
|
|
1.2.1.
|
Черчение (чтение чертежей, схем)
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2.2.
|
Электроника (радиоэлектроника)
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2.3.
|
Материаловедение (электроматериаловедение)
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2.4.
|
Допуски и технические измерения
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2.5.
|
Общая технология производства
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2.6.
|
Охрана труда
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2.7.
|
Другие предметы
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3.
|
Специальный курс
|
28
|
72
|
81
|
150
|
180
|
200
|
|
1.3.1.
|
Оборудование и технология выполнения работ по профессии
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3.2.
|
Другие предметы
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
|
96
|
200
|
320
|
440
|
552
|
712
|
|
2.1.
|
Обучение в мастерских или на учебном участке
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2.
|
Производственная практика
Резерв учебного времени
Консультации
Квалификационный экзамен
|
8
|
6
8
|
16
8
8
|
15
12
8
|
20
15
8
|
25
10
8
|
|
|
ИТОГО:
|
160
|
320
|
480
|
680
|
840
|
1040
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для переподготовки или получения второй профессии
рабочими, имеющими родственную профессию
№ п/п
|
Курсы,
Предметы
|
Сроки обучения новых рабочих в соответствии с Перечнем профессий (месяцев)
|
1
|
2-3
|
4
|
5
|
6
|
Скорректированная продолжительность обучения (месяцев)
|
1
|
1,5
|
2
|
2,5
|
3
|
часов в неделю
|
1.
|
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОФЕССИИ
|
|
|
|
|
|
1.1.
|
Экономический курс
|
10
|
16
|
16
|
20
|
20
|
1.2.
|
Теоретические основы профессиональной деятельности
|
5
|
10
|
12
|
16
|
20
|
1.3.
|
Специальный курс
|
29
|
61
|
75
|
78
|
75
|
1.3.1.
|
Оборудование и технология выполнения работ по профессии
|
|
|
|
|
|
1.3.2.
|
Другие предметы
|
|
|
|
|
|
2.
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
|
96
|
112
|
192
|
256
|
320
|
2.1.
|
Производственное обучение в мастерских или на учебном участке
|
|
|
|
|
|
2.2.
|
Производственная практика
Резерв учебного времени
Консультации
Экзамены
Квалификационный экзамен
|
4
8
|
6
6
8
|
6
6
8
|
12
6
8
|
15
12
6
8
|
|
ИТОГО:
|
152
|
219
|
315
|
396
|
476
|
Приложение 3
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для переподготовки рабочих имеющих не родственную
профессию той, на которую он переобучается
№ п/п
|
Курсы,
Предметы
|
Сроки обучения новых рабочих в соответствии с Перечнем профессий (месяцев)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Скорректированная продолжительность обучения (месяцев)
|
1
|
1,5
|
2
|
2,5
|
3
|
4
|
часов в неделю
|
1.
|
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОФЕССИИ
|
|
|
|
|
|
|
1.1.
|
Экономический курс
|
10
|
16
|
16
|
20
|
20
|
30
|
1.2.
|
Теоретические основы профессиональной деятельности (интегрированный курс)
|
5
|
12
|
14
|
18
|
20
|
28
|
1.3.
|
Специальный курс
|
29
|
71
|
75
|
80
|
85
|
125
|
1.3.1.
|
Оборудование и технология выполнения работ по профессии
|
|
|
|
|
|
|
1.3.2.
|
Другие предметы
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
|
96
|
112
|
192
|
256
|
320
|
424
|
2.1.
|
Производственное обучение в мастерских или на учебном участке
|
|
|
|
|
|
|
2.2.
|
Производственная практика
Резерв учебного времени
Консультации
Квалификационный экзамен
|
4
8
|
6
8
|
6
8
|
12
8
|
15
12
8
|
15
12
8
|
|
ИТОГО:
|
152
|
225
|
311
|
394
|
480
|
642
|
Приложение 4
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для переподготовки лиц, имеющих среднее специальное
или высшее образование
№
п/п
|
Курсы, предметы
|
Сроки обучения новых рабочих в соответствии с Перечнем профессий (месяцев)
|
1-2
|
3-4
|
5-6
|
Скорректированная продолжительность обучения (месяцев)
|
1
|
1,5
|
2
|
Часов в неделю
|
1.
|
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОФЕССИИ
|
|
|
|
1.1.
|
Специальный курс
|
34
|
98
|
104
|
1.1.1.
|
Оборудование и технология выполнения работ по профессии
|
|
|
|
1.1.2.
|
Другие предметы
|
|
|
|
2.
|
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ
|
104
|
144
|
244
|
2.1.
|
Производственное обучение в мастерских или на учебном участке
|
|
|
|
2.2.
|
Производственная практика
Консультация
Квалификационный экзамен
|
6
8
|
6
8
|
6
8
|
|
ИТОГО:
|
152
|
256
|
342
|
[1] Не рекомендуется уменьшать количество часов на спецтехнологию и производственное обучение в связи с вносимыми изменениями и дополнениями.
[2] Материал основывается на «Типовом положении о профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства», М., 1988 г.
[3] «Перечень профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерна не допускается». Постановление Правительства РФ от 26 октября 2000 г. № 823.
[4] Для каждой группы разработаны примерные учебные планы, которые даны в приложении 2, 3, 4.
[5] Бывает исключение, когда экзаменуемый показывает знания, умения и навыки выше требований к начальному разряду, ему может быть присвоена квалификация на разряд выше.
[6] Представителям надзорной организации предоставляется учебная документация, по которой проводилась обучение, с грифом о ее согласовании в соответствующей надзорной организации.