Уважаемые коллеги!
В рамках исполнения переданных полномочий и в соответствии с графиком плановых проверок в период с 12 января по 27 февраля 2010 года отделом надзора управления лицензирования, аккредитации, контроля и надзора в сфере образова-ния департамента образования Новосибирской области проведены плановые до-кументарные проверки деятельности образовательных учреждений по соответст-вию учредительных документов законодательству Российской Федерации и Но-восибирской области в сфере образования.
Контрольно-надзорные мероприятия проводились в отношении восьмидесяти четырёх образовательных учреждений р.п. Кольцово, Тогучинского и Убинского районов Новосибирской области. Из них проверено: тридцать два - дошкольных образовательных учреждений, сорок семь - общеобразовательных учреждений, четыре - учреждения дополнительного образования детей и одно - учреждение начального профессионального образования.
В ходе документарной проверки изучены представленные образовательными учреждениями организационно-правовые документы: учредительный документ – устав; свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации; свидетельство о вне-сении записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Предметом проверки устава являлось соблюдение процедуры его принятия и утверждения; соответствие структуры устава требованиям статьи 13 Закона Рос-сийской Федерации «Об образовании».
Регистрационные документы изучены с целью установления соответствия наименования образовательного учреждения в учредительных и регистрационных документах.
По завершении проверки комиссией отмечено, что в деятельности всех про-веренных учреждений выявлены нарушения действующего законодательства в сфере образования в части соблюдения процедуры принятия и утверждения уста-ва. Также установлено, что наименование учреждения в регистрационных доку-ментах не соответствует наименованию учреждения в уставе. Описание типичных нарушений, выявленных в ходе проверки, приведено в приложении. Нарушения допущены в связи с тем, что руководителями образовательных учреждений не-своевременно изучаются нормативные правовые документы в сфере образования, изменения и дополнения к ним, вносятся изменения и дополнения в организаци-онно-правовые документы образовательного учреждения.
Департамент образования Новосибирской области обращает внимание ру-ководителей муниципальных органов власти, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных учреждений на:
- необходимость принятия мер по совершенствованию нормативной право-вой базы образовательных учреждений;
- своевременное отслеживание изменений и дополнений, вносимых в нор-мативные правовые акты в сфере образования, внесение изменений и дополнений в учредительный документ (устав) и локальные акты;
- изучение информационных материалов, подготовленных департаментом образования Новосибирской области, по результатам контрольно-надзорных ме-роприятий (письма департамента образования Новосибирской области от 08.05.2009 № 2731-04-05/30; 14.01.2010 № 56-04-05/30).
Заместитель руководителя департамента Н. П. Юсупова
Приложение
к письму департамента образования
от 03.03.2010 № 783-04-05/30
Типичные нарушения, выявленные в ходе плановых документарных
проверок, в деятельности образовательных учреждений
1. Наименование образовательного учреждения в договоре образовательного учреждения с учредителем не соответствует наименованию образовательного уч-реждения по уставу и в регистрационных документах.
2. Титульный лист устава образовательного учреждения оформлен не надле-жащим образом:
- отсутствуют печать и (или) подпись на реквизитах постановления главы ор-гана местного самоуправления;
- отсутствуют дата согласования и (или) печать органа управления образова-нием муниципального района;
- отсутствует подтверждение о рассмотрении и принятии устава органом са-моуправления учреждения (подпункт 12) пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации «Об образовании).
3. В структуре устава отсутствуют обязательные положения:
- порядок и основания отчисления воспитанников (подпункт г) подпункта 5) пункта 1 статьи 13 Закона РФ «Об образовании»);
- режим занятий воспитанников (подпункт е) подпункта 5) пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «Об образовании»);
- наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе) (подпункт ж) подпункта 5) пункта 1 статьи 13 Закона РФ «Об образовании»);
- структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности (подпункт б) подпункта 7) пункта 1 статьи 13 Закона РФ «Об образовании»);
- порядок изменения устава образовательного учреждения (подпункт г) под-пункта 7) пункта 1 статьи 13 Закона РФ «Об образовании»);
- перечень видов локальных актов, регламентирующих деятельность учреж-дения (подпункт 9) пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «Об образо-вании»).
4. В уставе не в полном объёме указаны положения, регламентирующие:
- осуществление предпринимательской и иной приносящей доход деятельно-сти (подпункт г) подпункта 6) пункта 1 статьи 13 Закона РФ «Об образовании»);
- порядок комплектования работников образовательного учреждения (под-пункт в) подпункта 7) пункта 1 статьи 13 Закона РФ «Об образовании»).
5. В разделе устава «Перечень видов локальных актов и документов, регла-ментирующих деятельность Учреждения», указываются документы, не относя-щиеся к локальным актам учреждения: статистическая отчетность; требования СанПин; договор об отношениях администрации района и образовательного учреж-дения; документы по личному составу учащихся и делопроизводству образователь-ного учреждения (подпункт 9) пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «Об образовании»).
6. В тексте уставов содержится коррупциогенный фактор в части примене-ния формулировок «могут», «вправе» «не вправе» и т.д. (пункт 2 статьи 6 Феде-ральный Закон «О противодействии коррупции»).
7. В уставах имеются некорректные исправления (зачеркивания, исправле-ния текста, приписывание фраз).