Уважаемые коллеги!
Руководствуясь приказом от 28.01.2009 года № 70 «О проведении плановой выездной (инспекционной) проверки» департамент образования Новосибирской области с 02 по 20 февраля 2008 года осуществил проверку деятельности муниципальных образовательных учреждений в части обеспечения соответствия содержания уставов, изменений и дополнений к уставам, и порядка их утверждения законодательству Российской Федерации и Новосибирской области.
Контрольно-надзорные мероприятия проведены в образовательных учреждениях г. Бердска, р.п. Кольцово, Карасукского, Новосибирского районов Новосибирской области, Первомайского района города Новосибирска. Комиссия департамента образования изучила и проанализировала деятельность 11 образовательных учреждений Новосибирской области, в том числе: дошкольных образовательных учреждений - 6, общеобразовательных учреждений - 5.
Устав является одним из основных организационно-правовых документов, на основании которого строится деятельность образовательного учреждения. Требования к уставу определены статьёй 13 Закона Российской Федерации «Об образовании» и Типовыми положениями о дошкольном и общеобразовательном учреждениях. При внесении изменений в действующее законодательство в области образования уставы образовательных учреждений должны своевременно корректироваться.
В ходе проверки комиссия департамента образования пришла к выводу, что контроль по своевременному внесению изменений и дополнений в уставы, как со стороны администрации образовательного учреждения, так и со стороны органов управления образованием ослаблен. Представленные образовательными учреждениями уставы в основном зарегистрированы в 2005 году, последние изменения и дополнения вносились в 2006/2007 году и не отражают всех изменений законодательства в области образования.
Как следствие, в уставах образовательных учреждений встречаются некорректные или неточные формулировки. Руководствуясь Законом Российской Феде
рации «Об образовании» необходимо обратить внимание на применение следующих выражений: «аттестация учреждения» - «аккредитация учреждения» (статья 33); «дети, имеющие отклонения в развитии» - «дети с ограниченными возможностями здоровья» (статья 5); «не имеющие медицинских противопоказаний» - «при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья» (статья 19).
В уставах образовательных учреждений основные задачи деятельности сформулированы в нарушение действующих Типовых положений.
Например, в уставах дошкольных образовательных учреждений в массовом порядке не указано обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического развития, оказание методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей, воспитание с учетом возрастных особенностей. Таким образом, из целевых установок в деятельности дошкольных образовательных учреждений выпадает один из основных аспектов – развивающий.
Задачи общеобразовательных учреждений также часто сформулированы без учета ступеней общего образования и современных требований, не предусмотрены задачи по адаптации обучающихся к жизни в обществе, удовлетворению потребностей обучающихся в дополнительном образовании.
Проверкой уставов дошкольных и общеобразовательных учреждений выявлены типичные нарушения норм законодательства:
- нарушаются права родителей (законных представителей) на ознакомление с учредительными документами, локальными актами, образовательными программами (статья 16 Закона Российской Федерации «Об образовании»);
- не определена компетенция и ответственность учредителя образовательного учреждения (подпункт а), пункта 7, части 1, статьи 13 Закона Российской Федерации «Об образовании»);
- не прописан порядок изменения устава, а также реорганизации и ликвидации образовательного учреждения (подпункты г), д), пункта 7, части 1, статьи 13 Закона Российской Федерации «Об образовании»).
Кроме того, уставами дошкольных образовательных учреждений, в нарушение принципа общедоступности, установлено отчисление воспитанников при задержке родителями (законными представителями) оплаты за содержание ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Также в уставах отсутствует информация о праве родителей (законных представителей) на получение компенсации части родительской платы.
Проведённой проверкой также установлено, что в уставах общеобразовательных учреждений встречаются следующие нарушения и (или) противоречия законодательства. Не в полном объеме указаны формы получения образования; нарушаются права обучающихся и их родителей (законных представителей) при приёме, отчислении и исключении; ликвидация академической задолженности возлагается на родителей (законных представителей); не учитываются гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях.
В отдельных уставах закреплено право обучающихся на добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой. Однако какое-либо указание на согласие родителей (законных представителей) по привлечению несовершеннолетних к труду, необходимость которого определена действующим законодательством, уставами не закреплена.
По результатам проверки в адрес руководителей и учредителей образовательных учреждений направлены предписания.
Наряду с уставами важнейшая роль в регламентации деятельности образовательных учреждений отводится локальным актам, которые конкретизируют права участников образовательного процесса. Перечень локальных актов должен быть занесен в устав образовательного учреждения, а все новые акты утверждены в установленном порядке.
В ходе проверки выявлено, что перечень локальных актов, предусмотренный уставом, не соответствуют локальным актам, реально действующим в образовательных учреждениях. Уставы нередко включают полные тексты локальных актов, таких, как: «Положение о Совете образовательного учреждения», «Положение о педагогическом совете», что нецелесообразно.
В связи с вышеизложенным департамент образования Новосибирской области рекомендует муниципальным органам управления образованием:
1. Своевременно осуществлять контроль за внесением изменений и дополнений в уставы и локальные акты образовательных учреждений.
2. Разработать и утвердить:
- порядок утверждения уставов образовательных учреждений и локальных актов к ним (пункт 2, 3, 4, статья 13 Закона Российской Федерации «Об образовании»);
- порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений (часть 2, пункт 1, статья 34 Закона Российской Федерации «Об образовании») с указанием на необходимость проведения предварительной экспертной оценки последствий принятого решения (пункт 2 статьи 13 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.06.1998 № 124-ФЗ).
3. Повысить ответственность руководителей образовательных учреждений за своевременное приведение правоустанавливающих документов в соответствие с действующим законодательством.
Руководитель департамента В. В. Иванов