Результаты организованной Генеральной прокуратурой Российской Федерации проверки и практика контрольно-надзорной деятельности упол-номоченных федеральных и региональных государственных органов показы-вает, что в деятельности образовательных учреждений достаточно часто имеют место серьезные нарушения законодательства об образовании.
В частности, установлены многочисленные нарушения прав граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основно-го общего и среднего (полного) общего образования, предусмотренных статьей 26 Всеобщей декларации прав человека, статьей 43 Конституции России и статьей 5 Закона РФ "Об образовании" (далее - Закон).
Повсеместно нарушается принцип бесплатности образования, что прояв-ляется в принуждении родителей учащихся к внесению так называемых "вступительных взносов" при приеме детей в образовательные учреждения, оказанию благотворительной помощи, внесению добровольных пожертвова-ний на различные нужды учреждения, в том числе финансируемые из бюд-жета. Однако такая помощь вопреки пункту 8 статьи 41 Закона, статьям 1, 4, 5 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотвори-тельных организациях" зачастую носит принудительный характер.
Подобная практика наблюдается в дошкольных и общеобразовательных учреждениях Новосибирской области. Между образовательными учрежде-ниями и родителями воспитанников, учеников заключаются договоры, обя-зывающие благотворителя (родителя) оказывать образовательному учрежде-нию помощь в виде денежных взносов (наличными или по безналичному расчету), а также в виде имущества. Решением родительских собраний лица, не имеющие возможности внести средства на ремонт образовательного уч-реждения, обязываются отработать на ремонте школы либо приобрести строительные материалы. За грубые нарушения законодательства уже в этом году главным управлением образования мэрии г. Новосибирска были рас-торгнуты трудовые договоры с заведующими двух дошкольных образова-тельных учреждений.
В нарушение статьи 45 Закона, пункта 4 Правил оказания платных обра-зовательных услуг общеобразовательными учреждениями имеет место пре-доставление услуг, предусмотренных соответствующей образовательной программой и государственными образовательными стандартами, а также развивающих и оздоровительных услуг для детей. При этом договоры на их оказание иногда не составляются.
На основании вышеизложенного ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Руководителям органов управления образованием муниципальных районов, городских округов и мэрии г. Новосибирска
1.1. Предупредить руководителей образовательных учреждений об юри-дической ответственности за нарушения законодательства Российской Феде-рации в области образования.
1.2. В пределах своих полномочий принять меры по выявлению наруше-ний прав детей и их родителей (лиц, их заменяющих) при приеме в дошколь-ные и общеобразовательные учреждения.
2. Запретить руководителям дошкольных и общеобразовательных учре-ждений взимание родительских взносов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Новосибирской области.
3. Управлению лицензирования, государственной аккредитации и кон-троля в сфере общего образования, начального и среднего профессионально-го образования (Ваганова Н.И.) включить в план-задание плановой выездной (инспекционной) проверки изучение вопроса соблюдения государственных гарантий прав граждан на бесплатное образование.
4. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя руководителя департамента образования Новосибирской области Юсупову Н.П.
Руководитель департамента В.В. Иванов